Хроника
литературного театра
«Звучащая
книга»
В феврале
1993 года в библиотеке Сионистского Форума, которая размещалась тогда на ул.
Кинг Джордж в Иерусалиме, состоялась презентация 1-го тома сборника «Евреи в
культуре русского зарубежья» - чрезвычайно интересного проекта М.Пархомовского,
получившего в дальнейшем успешное развитие и широкую известность. На презентации с чтением стихов И.Эренбурга
выступила Н.Цирульникова, лишь за месяц до этого репатриировавшаяся из
Москвы. Этот день можно считать
рождением «Звучащей книги» в Израиле..
В то время едва ли кто-нибудь мог оценить перспективы этого начинания. Нелли Цирульникова преодолевала неизбежные и хорошо всем знакомые трудности первых месяцев абсорбции. А в средствах массовой информации периодически полыхала дискуссия о «плавильном котле», в который, наряду с культурами других стран и континентов исхода, должна была влиться и русская культура; в результате ожидали в исторически кратчайший период получить некую новую синтетическую израильскую культуру.
Однако, значительная часть миллионной алии из республик бывшего СССР, вопреки всем дискуссиям, сохранила тягу к русскоязычной культуре, а Нелли Цирульникова сохранила свой творческий потенциал. Актриса и слушатели встретились – и началась жизнь литературного театра «Звучащая книга» на Земле Израиля.
Что же это за феномен – литературный театр «Звучащая книга» Нелли Цирульниковой, как он возник и чего достиг за прошедшие годы? Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся на четверть века назад, в Москву.
В начале 80-х годов, при одном из московских Дворцов культуры, группа чтецов под руководством Олега Серафимовича Лебедева объединилась в студию под названием «Звучащая книга». В нее вошли непрофессиональные исполнители – врачи, инженеры, студенты, школьники, пенсионеры. Они готовили и регулярно показывали как сольные, так и сборные программы художественного чтения. Коллектив имел репетиционный зал и постоянную сцену.
Кандидат медицинских наук Нелли Цирульникова – в то время практикующий врач – пришла в этот коллектив в 1986 году и достаточно быстро добилась признания и успеха. Эрудиция и литературный вкус помогли ей подготовить первые интересные выступления. В их подготовке и становлении Нелли как чтеца огромную роль сыграла совместная работа с актрисой московского театра Сатиры Светланой Александровной Котиковой, проходившая при творческом единодушии и душевной близости.
Первыми авторами, прозвучавшими в исполнении Н.Цирульниковой, были Б.Пастернак и И.Эренбург, А.Ахматова и М.Булгаков. Первая сольная программа – «Английская поэзия в переводах С.Маршака» - была исполнена в ноябре 1987 года. Участие в конкурсе чтецов, посвящённом юбилею Л.Н.Толстого, было отмечено грамотой.
Всего до приезда в Израиль было подготовлено и исполнено 9 сольных программ (см. «Репертуар театра»); часть из них впоследствии была существенно переработана.
Судьба московской студии «Звучащая книга» сложилась трудно: в годы перестройки она лишилась постоянной сцены, ибо на месте Дворца культуры было открыто казино. Вместе с другими актёрами Н.Цирульникова выступала в начале 90-х годов на различных сценах, в том числе в одной из аудиторий Политехнического музея. Уже 5 лет, как этой студии в Москве нет.
Литературный театр «Звучащая книга» в Иерусалиме возник с легкой руки директора Иерусалимской русской библиотеки Клары Эльберт. Именно она предоставила зал библиотеки и дала «добро» на дебют. Было это 22 июня 1995 года, исполнялась программа «Волшебник из Тарусы» по произведениям К.Паустовского. С тех пор Иерусалимская русская библиотека стала основной сценой литературного театра, и каждый год в июне отмечается день его рождения.
«Звучащая книга» предлагает вниманию зрителей не только литературные спектакли и композиции. Здесь нередко проходят презентации новых книг, которые представляет вместе с их авторами и Нелли Цирульникова.
Так, с участием актрисы прошли презентации книг:
- Юрия Шаркова (декабрь 1995 г., январь 1997,
ноябрь 1997, октябрь 1998, октябрь 2000);
- Нины Локшиной (февраль 1997 г., август 1997, июль 2001, июль 2007);
- Бориса Эскина (март 1997 г., декабрь 2005,
ноябрь 2007);
- Довида
Кнута (август 1997)
- Ирины Эренбург – книги воспоминаний дочери
И.Эренбурга, представленной внучкой писателя Фаиной Палеевой (апрель 1999
г.);
- Тамары Дубиной (февраль 2001 г., январь 2003,
декабрь 2007);
- Ларисы и Моше Комских (сентябрь 2002);
- О.Любимовой (Алисы Гринько) (сентябрь 2003
г.),
- литературно-художественных альманахов
«Римон» (июль 2004) и «Наша столица» (ноябрь 2005);
- Юдифи Ратнер
(ноябрь 2004 г.) ,
- Аиды Злотниковой (январь 2008, апрель 2008)
- Ирины Калинковецкой (апрель 2008);
- Марины и Даниэля Мазиных (июль 2008)
- Леи Алон (октябрь 2012)
Нелли Цирульникова также принимала участие в авторском вечере Ицхака Орена (июнь 1997 г.). Совместно с М.Гольдман был проведен вечер, посвященный 100-летию посещения Палестины И.Буниным (май 2007).
Немало выступлений состоялось на вечерах памяти деятелей культуры:
- Юрия Левитанского
(март 1996 г.);
- Моисея Тейфа
(март 1997, декабрь 2004));
- Михаила Бин-Нуна
(декабрь 1997);
- Самуила и
Вольфа Галкиных (март 1998);
- Бориса Слуцкого
(апрель 1999);
- белорусских
еврейских поэтов-жертв сталинских репрессий (июль 1999);
- Евгения Шендеровича
(декабрь 1999);
- Дины Яблонской
(апрель 2004);
- Виктора
Берковского (декабрь 2005);
В сезоне
2007 годв был проведен цикл из 5 вечеров, посвященный 120-летию со дня рождения
Самуила Маршака. В вечерах приняли участие внук поэта А.Сперанский, писатель
М.Глезер - автор книги о Маршаке в серии ЖЗЛ, филолог И.Калинковецкая.
Особо
следует отметить участие Нелли Цирульниковой совместно с Зоей Копельман в
вечерах, посвящённых еврейским поэтам конца 19-го – начала 20-го веков,
проходивших в гор. Ришон ле Цион (июнь 2001, июнь 2002). Стихи в исполнении Н.Цирульниковой звучали
также на благотворительных вечерах общества взаимопомощи онкологических больных
«Любовь к жизни» (июль 1996, сентябрь 1997, декабрь 2000). За содействие работе
этого общества Нелли награждена призом «Золотая менора». Участие Нелли в
подведении итогов литературных конкурсов им. Я.Корчака (январь 2005, сентябрь
2006) отмечено грамотой. Выступала актриса и на международном фестивале
«Лимуд-Нобель» (Иерусалим, июль 2010).
С каждым
годом «Звучащая книга» приобретает всё более широкую известность.
Соответственно расширяется география выступлений. Литературный театр всё чаще приглашают и на
другие сцены общественных и культурных центров столицы : Общинный дом и Дом
поэта, Иерусалимский культурный центр и дом-музей Ури-Цви Гринберга и другие. «Звучащую
книгу» слышали и в других городах Израиля : Бейт-Шемеше, Маале Адумим ,
Мицпе-Рамон, Тель-Авиве, Реховоте, Модиине, Петах-Тикве, Рамат Гане, Ришон
леЦионе, Кфар-Сабе, Хайфе, Нетании, Сдероте, Раанане, Ашдоде, Хадере.
Можно отметить
и несколько необычных выступлений Н.Цирульниковой. К таким следует отнести выступления в «Школе
радости» (Неве-Яаков, Иерусалим) (декабрь 1996, апрель 1999) и перед
старшеклассниками школы при посольстве России в Израиле (Тель-Авив, октябрь
2002). Рассказ К.Паустовского «Ночной
дилижанс» о поездке Г.-Х. Андерсена из Флоренции в Верону был исполнен перед
группой израильских туристов, путешествующих по Италии, при переезде по тому же маршруту (октябрь
1997). А сонеты В.Шекспира прозвучали в
автобусе, едущем из Лондона в Стратфорд (сентябрь 1998). Стихи Ф.Г.Лорки
слушали путешественники в испанской Сеговии (октябрь 2008), а стихи И.Эренбурга
и прозу Л.Толстого – в Швейцарии (июнь 2010). В апреле 2009 г. спектакль
«Звучащей книги» был показан в литературном клубе русскоязычных жителей
Миннеаполиса, США.
30 раз
выступала Н.Цирульникова по радио РЭКА в различных программах радиожурналистов
Леи Алон, Алоны Бренер, Иоси Тавора, Игоря Мушкатина, Лиоры Ган, Алекса
Иш-Шалома, Фредди Бен-Натана, Юлии Цодекс.
Первое выступление на радио состоялось в июле 1996 г.
В 2006 году театр представил зрителям новую форму спектаклей – литературно-музыкальные композиции. Литература и фортепианная музыка, объединенные в выразительную композицию, производят на зрителей огромное впечатление. Совместно с ведущим концертмейстером Израиля Эллой Пасик были подготовили три таких композиции, исполнение которых проходило с неизменным успехом.
Литературный
театр «Звучащая книга» приближается к своему восемнадцатилетию на Земле Израиля.
Это достаточно солидный срок для театра одного актёра, одного режиссера, одного
автора композиций, объединившихся в одном лице.
За этот
достаточно солидный срок театр не постарел – нет, нисколько! Он по-прежнему молод, энергичен, интересен,
современен даже когда обращается к литературе прошлых веков, еврейская тематика
сочетается с общечеловеческими проблемами.
И зритель верен театру, интерес к нему не слабеет, регулярные встречи с театром
стали необходимым элементом культурной жизни.
А если так,
то новые встречи непременно впереди!