Становление народа – исторический процесс превращения кланов и семей в общность, связанную религией, обычаями, языком, культурой,
государственностью.
В еврейской традиции этот процесс отражён в терминах, определяющих эту общность. "Родня ("моледет"),
представленная племенами ("шватим") потомков Авраама, Ицхака и Яакова, поднятая Богом до уровня народа ("гой"),
заключив Союз ("брит") с Богом, становится народом Израиля ("ам исраэль"). Этот Союз является основой для
установления еврейского общества ("эда") под Верховной Властью Бога ("малхут шамаим"), связанного Божественной
конституцией ("тора")."
/"The Jewish Polity. Jewish Political Organization from Biblical Times tо the Present" by Daniel J. Elazar and Stuart A.Cohen , p.7 "Indiana University Press" Bloomington 1984/
Рав Шимшон Рафаэль Гирш(1808-1888гг.) писал: "Уникальность еврейского народа – в том, что он был сформирован не в момент завоевания своей собственной страны или в
процессе развития общего языка культуры, но в тот день, когда они приняли Тору".
Рав Меир Йегуда Лейбуш Бен Йехиэль Михаль (1809-1880гг.) считал, что союз с Богом, заключенный на границе Эрец Исраэль отличается от Союза с
Богом в день Синайского Откровения. По его мнению, союз в день Синайского Откровения был принят Израилем в состоянии страха перед Богом.
Поэтому первая реакция народа – " все слова, которые говорил Господь, исполним ( "наасе")" /"Шмот" 24:3/, и лишь после того, как
Моше прочитал народу вслух Книгу Завета, народ говорит: "сделаем и услышим (" наасе ве-нишма")." /Шмот 24:7/ Выражение " нишма" ( переводимое как " услышим, будем слушаться, поймём, будем понимать") – это начало инициативы народа. В день Синайского откровения евреи воспринимали себя как детей, стоящих перед строгим отцом –
Богом. Когда же они готовятся войти в Эрец Исраэль, союз, заключенный с Богом в земле Моава, превращает их в народ, стоящий перед Царём.
Еврейская традиция воспринимает постоянный диалог Бога и еврейского народа как определяющий становление этого народа в меняющемся историческом контексте.